на главную страницу Библиотека Автограда
Отчет 2005
О2.РПП

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 

                СОДЕРЖАНИЕ  

В 2005 году Библиотека Автограда строила свою деятельность по обслуживанию читателей в соответствии с заявленными задачами, нацеленными на повышение качества работы на основе новой модели обслуживания с использованием  и развитием достижений библиотеки в области информатизации.


Прошедший год  можно назвать годом создания новых, более качественных услуг для организации современного уровня обслуживания читателей, продолжалось внедрение автоматизированных библиотечных процессов. Библиотека активно училась осваивать электронные ресурсы,  старалась приспособиться к нынешним требованиям времени, активно пропагандировала и информировала о  своих  услугах. Велась работа по организации библиотечного пространства, шире открывались фонды, ликвидировались запасники, делалось все, чтобы пользование библиотекой стало комфортным и удобным занятием. 

Анализ выполнения контрольных показателей по обслуживанию читателей.

Число читателей.
Плановые показатели по читателям не выполнены на 3 282 читателя, а в сравнении с предыдущим годом в библиотеку записалось на 8 435 пользователей меньше. В течение всего года шел глубокий анализ причин снижения количества читателей.
Снижение показателей числа читателей начался еще в 2002 году, когда основные пользователи читальных залов – студенты (70%) предпочли вузовские библиотеки, которые стали успешно комплектоваться в соответствии с учебными программами. Естественный отток читателей-студентов в вузовские библиотеки продолжился и в прошедшем году. Центральный читальный зал не выполнил свои контрольные показатели по читателям на  2 211,  а в сравнении с 2004 годом - на 2 977 человек.
Кроме того, анализ состава фондов отделов и филиалов показал, что отраслевая литература, которую раньше в своих фондах мог позволить иметь только  центральный читальный зал, появилась во всех подразделениях библиотеки. Это стало поводом отказаться от услуг читального зала и отдать предпочтение центральному абонементу и повысило роль филиалов, которыми удобнее пользоваться по месту жительства или по месту работы

На невыполнение контрольных показателей по читателям повлияли и серьезные изменения, которые произошли с сектором иностранной литературы. В 2004 году он был вынесен из центрального офиса и объединен с городским филиалом №11, расположенным в комплексном общежитии ВАЗа. В прошедшем году произошла реорганизация сектора. Появился специализированный филиал иностранной литературы с регистрацией единого читателя, где нет отдельно выделенного читального зала. Отсутствие двойного учета читателей, пользующихся услугами читального зала и абонемента – эти объективные причины и привели к невыполнению плановых показателей этого подразделения по читателям на 1 376 пользователей.

Ремонт в филиале № 9Ремонт в филиале № 4
 Еще одной причиной невыполнения контрольных показателей стали ремонты, которые прошли в трех крупнейших филиалах библиотеки.


  Филиал №16, расположенный на заводской площадке был закрыт первые три месяца года, самые посещаемые, когда идет активная перерегистрация читателей. Сотрудники филиала во время ремонта использовали нестационарные формы обслуживания (бригадные абонементы, общественные читальные залы), однако, как минимум,  808 человек не смогли стать читателями этого филиала.

Детско-юношеская Библиотека Автограда. Абонемент (ф.№4)Современные и дорогостоящие ремонты прошли и в городских филиалах: филиале №9, расположенном в комплексном общежитии, и №4, обслуживающем детей и юношество.  Ремонт этих филиалов проходил летом, когда поток читателей минимальный, поэтому отставание от плана всего составило 219 человек. Будущее этих филиалов видится очень успешным, т.к. кроме чудесного ремонта, частичного обновления мебели,  в   филиалах в скором времени появятся  компьютеры. Презентация филиала № 9 после ремонта


Не использован потенциал библиотеки-филиала №13, расположенного в механосборочном производстве. Хотя контрольные показатели филиалом выполнены,  возможности его намного выше. Более года читальный зал, рассчитанный на 70 посадочных мест, из-за недостатка столов и стульев, имеет возможность принять одновременно лишь 20 читателей.


В прошедшем году пользователи библиотеки не изменили своим пристрастиям и еще активнее стали отдавать предпочтение услугам абонементов – 37 128 человек (55,6%). А пользоваться читальными залами стали всего 22 618 читателей (33,9%), это на 6 416 пользователей меньше, чем в 2004 году. Это, разумеется, частично связано с оттоком студентов, но следует обратить внимание и проанализировать политику комплектования. В 2005 году центральный читальный зал начал грандиозный эксперимент: все фонды читального зала стали открытыми для пользователей, им предоставлена возможность самостоятельного поиска литературы в фондах. Библиотекари при этом выполняют роль помощников-консультантов. Такая форма организации обслуживания дает возможность не только приблизить к читателям самые ценные издания, представить читателям весь огромный потенциал библиотеки, научить самостоятельному поиску  необходимой информации, но и проследить читательские приоритеты, более быстро и эффективно узнать и проанализировать читательский спрос. 


Общественные читальные залы и бригадные абонементы остались достоянием только заводских филиалов и сохранили свои прошлогодние показатели по читателям. Эти формы обслуживания очень помогли филиалу №16  во время ремонта помещения.
Идет заметное снижение читателей в библиотечных пунктах на базах отдыха и детских оздоровительных лагерях, в 2005 году таких читателей стало на 751 человек меньше по сравнению с прошлым годом.  Из 7 библиотечных пунктов, обслуживающих отдыхающих на базах отдыха и в оздоровительных детских лагерях, только в одном работает библиотекарь, что, конечно, влияет на  качество обслуживания и учет читателей. Ежегодно уменьшается и количество отдыхающих  в оздоровительных лагерях, что объективно  снижает показатели этой формы обслуживания.


Анализ возрастного состава читателей показал, что читатель-студент, имея альтернативу выбора библиотеки для учебы,  выбирает свою вузовскую. На 5 289 человек в возрасте от 15 до 24 лет в прошедшем году пришло меньше в библиотеку и  составило всего 33% от всех читателей.  Еще в 2002 году пользователей в возрасте от 15 до 24 лет было 32 195 человек (39,3%), это на 10 тысяч больше сегодняшних показателей. Муниципальная библиотека в таком случае вынуждена искать новые приоритеты, новые ориентиры в работе, обратить пристальное внимание на другие категории населения: учителей, предпринимателей, школьников, творческих работников, пенсионеров, домашних хозяек, и т.д, расширить сферу дополнительных услуг: копирование, сканирование материалов, установка дополнительных компьютеров для работы пользователей и т.д.


Основной состав пользователей (54,7%) составляют люди в возрасте старше 25 лет, в 2004 году таких читателей было 52%.
Количество юных читателей осталось на прежнем уровне – 8 134 ребенка (12,2%). Это можно считать огромной заслугой творческого коллектива детской библиотеки-филиала  №4. Они категорически отвергают постулат, что современные дети стали читать меньше. Чтение современного ребенка носит более деловой или информационный характер, сменились приоритеты читательских интересов. Детской библиотеке просто необходимо в этих условиях стать школой читательского мастерства, чтобы чтение стало увлекательным и полезным времяпрепровождением. Для этого ежегодно сотрудники библиотеки организовывают конкурсы, например, конкурс детского чтения «Литературное лето», пишут проекты. Все это направлено не только на привлечение ребенка к чтению высокохудожественной литературы, но и поднимает престиж библиотеки вообще. Прошедший год был для детской библиотеки  успешным. Ремонт, произведенный в детской библиотеке при содействии  депутата городской думы Яркина,  не только преобразил помещение филиала, но и дал толчок новым начинаниям, новым проектам, которые найдут свое воплощение в предстоящем году. 


 Показатель книговыдачи в целом по Библиотеке в прошедшем году составил 89% от книговыдачи 2004 года, это на 170 255 экземпляров меньше прошлогодних результатов и на 18 057 экземпляров меньше плановых цифр.
Сдал свои позиции лидера центральный читальный зал, его показатели на 117 373 экз. ниже показателей 2004 года, а прошлогодний план  выполнен читальным залом только на 70,7%.
В 2005 года доля книговыдачи в читальных  залах во всех подразделениях библиотеки резко уменьшилась  -  на 21,8% или на 186 169 экз. по сравнению с прошлым годом  -  и составила 48,2% от общей книговыдачи. В 2004 году книговыдача в читальных залах  составляла 54,9% .

Центральный АбонементПорадовали  книговыдачей  абонементы, увеличив свои показатели на 17 579 экз. (2%). Доля книговыдачи на абонементах в прошедшем году  составила 47,6% от общей, а в 2004 году она равнялась 41,2%.
Небольшое снижение книговыдачи  по сравнению с 2004 годом наблюдается почти во всех подразделениях библиотеки. Это связано с объективным уменьшением количества пользователей и, соответственно, снижением количества посещений. Кроме того, правильное комплектование, т.е. качество фонда,  современная информационно-библиографическая служба, открытие фондов центрального зала и других подразделений библиотеки, услуги по ксерокопированию,  сканированию документов, поиск в интернете и т.д. – все это способствует более оперативному  поиску информации, помогает пользователям быстро и конкретно найти нужный документ.


Обслуживание на Центральном Абонементе Лидерами по книговыдаче стали:
· филиал  №13 (МСП), который, используя кроме своих еще и специализированные фонды информационного центра профкома ОАО «АВТОВАЗ», смог выдать  96 080 экз., что составляет 137,2% от планового задания;
· Филиал №2 (ИП) перевыполнил свои контрольные показатели  по книговыдаче на 121,2%;
· Филиал №7 (ПрП) – на 120,4%;
     Эти цифры подтверждают стабильность в работе заводских филиалов, их востребованность.


 Заметно вырос интерес читателей к центральному абонементу, который изменил свой имидж,      раскрыл  запасники, перешел на электронное обслуживание читателей, что позволило создать ряд дополнительных услуг, с помощью которых возможен быстрый поиск необходимой информации, быстрое местонахождение источников, заказ документов и т.д. Это привлекло читателей и повысило книговыдачу  центрального абонемента   на 114,5% в сравнении с 2004 годом.


Количество посещений  снизилось на 53 456 и   составляет 90,4% от показателей 2004 года. На 32 117 посещений снизил свои показатели  центральный читальный зал. Его посещаемость составила всего 43% от прошлогодних показателей и  16,6% от общей посещаемости библиотеки. Остальное отставание от показателей прошлого года можно отнести на счет ремонтов в филиалах №16, 4, 9, когда филиалы  были временно закрыты. Несмотря на достаточно высокую посещаемость в других подразделениях библиотеки объективно наблюдается повсеместное небольшое снижение этого показателя. Стабильной остается посещаемость в заводских филиалах, в 2005 году они повторили прошлогоднюю цифру – 259 тысяч.

СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Обслуживание на Центральном АбонементеСредняя читаемость по библиотеке- 20,7. Это ниже показателя 2004 года – 22,4.
Центральная библиотека – 17,1
Заводские филиалы – 28,6
Городские филиалы – 18,0
Детские филиалы – 14,5 
Сохранить уровень смогли заводские и городские филиалы. Основной причиной снижения показателей читаемости в центральной библиотеке стал резкий спад количества пользователей и, соответственно, снизилась книговыдача в центральном читальном зале.


Заводской филиал № 8 Средняя посещаемость по библиотеке – 7,6. Несмотря на то, что количество посещений по библиотеке значительно сократилось, показатель средней посещаемости почти не изменился (в 2004 он составлял 7,7). Лидируют здесь опять же заводские филиалы, так как удобное расположение библиотек, приближенность их к рабочим местам, удобное время работы филиалов, читальные залы с новой литературой и периодикой – все это способствует частому посещению библиотек работниками завода. Кроме того, введение штрафных санкций за задержку литературы дало положительные результаты: увеличилась посещаемость в библиотеке и обращаемость фонда.


Выводы

Анализируя выполнение основных контрольных показателей 2005 года, хочется отметить, что не всегда  выполнение и перевыполнение плановых показателей по читателям и книговыдаче является критерием оценки качества библиотечного обслуживания. Эффективность работы библиотеки сегодня - это ее услуги, то, как она откликается на изменения в обществе, как она вписалась в рыночную экономику, насколько современно осуществляет автоматизацию библиотечных технологий,  насколько оперативен и широк доступ к любой информации. 


 У нашей библиотеки огромный потенциал, хорошие перспективы и далеко идущие планы. Полномасштабное внедрение компьютерных технологий в повседневную библиотечную работу открыло новую страницу в работе библиотеки, качественно повлияло на обслуживание читателей и на совершенствование многих библиотечных процессов. Библиотека востребована сегодня у жителей города только потому, что отвечает современному уровню предлагаемых ею услуг, которые постоянно качественно улучшаются. Хочется надеяться, что все достижения, которых  добилась библиотека  в 2005 году,  будут  приумножаться  и  служить повышению качества библиотечного обслуживания.

Далее ...

Предыдущая страница 

О библиотеке
Подразделения библиотеки
Проекты
Программы
Отчёты
Координация библиотек
Партнеры
Пресса
Гостевая книга
Фотогалерея
Библиотека на карте города

Подписка через Subscribe.Ru
на нашу почтовую рассылку
Новости библиотеки
Новые поступления в библиотеку

Ошибка в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus

© "Библиотека Автограда".
Самарская область, г. Тольятти, Юбилейная, 8
Телефон 35-95-83, 35-60-11, E-mail: lib@ba.tgl.ru